ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Карлова С.А., учитель начальных классов,
МОУ «Гимназия №7 города Буденновска Буденновского района»
Информационная технология (от англ. information technology, IT) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности. В последнее время принято говорить «информационные технологии», а подразумевать компьютерные.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.
С введением новых образовательных стандартов, с сентября 2011 года в школах России реализовывались мероприятия по оснащению общеобразовательных учреждений новым информационным оборудованием. Учитель получил цифровую лабораторию, медиатеку, робототехнику, автоматизированное рабочее место (АРМ), которое включает интерактивную доску.
Преимущество использования интерактивной доски в образовательном процессе:
– визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
–представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
–классификация и систематизация учебного материала, изучение его на повышенном уровне;
– упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;
– высокая плотность, динамичность и мобильность урока;
–возможность выхода за рамки школьной программы;
–повышение мотивации учащихся к обучению;
– оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.
Использование средств информационных технологий на уроках расширяет стандартные методы обучения. Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Индивидуальная и коллективная работа школьников с интерактивными технологиями может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
В своей работе я использую интерактивную доску на уроках математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства как для выполнения письменных работ, так как можно использовать различный спектр цветов для выделения орфограмм, составления чертежей, так и для демонстрации наглядного материала, учебных фильмов.
На уроках труда в программе Tux Point мои ученики учатся работать на компьютере, рисовать, выполнять творческие работы, в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу.
На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).
С помощью сетевых средств информационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций, олимпиад, конкурсов) в реальном режиме времени.
Остановлюсь на участии моих учащихся во Всероссийских дистанционных
олимпиадах разного уровня. Каждому ребенку хочется проявить себя как личность, раскрыть свою индивидуальность, лучше учиться, много знать. Такую возможность и открывают для ребят Всероссийские дистанционные олимпиады, викторины и конкурсы. Благодаря выдумке организаторов, задания в них очень интересные, разнообразные, познавательные. Охватывают разные предметные науки: математику, русский язык, окружающий мир, чтение. В них есть также задания творческого характера, в которых нужно что-то сочинить, нарисовать или высказать свое мнение. Олимпиады и викторины расширяют кругозор ребят, заставляют много читать, пользоваться дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, делиться своими познаниями с одноклассниками, проявлять любознательность
Принимать участие в таких олимпиадах мои ученики начинают со второго класса и достигают определенных успехов. Но самое главное, что никто из ребят не остается без внимания. Те ученики, которые занимают призовые места, получают дипломы победителей, а остальные – сертификаты участников.
Начиная с 2009 года мои ученики приняли участие в различных олимпиадах, викторинах, конкурсах и достигли следующих результатов:
1.Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Корабли будущего», 2009-2010 уч.год - Левченко Данил (работа «К неизведанным мирам») II место по Ставропольскому краю;
2.Всероссийская дистанционная игра-конкурс «Математика со смешариками», 2010-2011 уч. год - Ефременко Максим - I место, Вашкеев Илья - II место, Амплеева Анна - III место, Панкратов Александр - III место, Саидов Руслан - III место;
3.Всероссийская дистанционная игра-конкурс «По тропинке Знаний в Страну Наук», 2010-2011 уч. год - Панкратов Александр -III место;
4.Всероссийская дистанционная игра «На поиски клада Знаний», 2011-2012 уч. Год - Панкратов Александр -III место;
5.Всероссийская дистанционная викторина «Могучие исполины растительного мира»,2011-2012 уч. год - Беспалов Владислав - I место, Амплеева Анна-- II место;
6.Всероссийская дистанционная викторина «Буквознай»,2011-2012 уч. год - Амплеева Анна - I место, Вашкеев Илья - III место;
7.Всероссийская дистанционная олимпиада «Твоё наследие.Отечественная война 1812 года»,2011-2012 уч. год - Амплеева Анна - диплом 2 степени в номинации «Кроссворд», диплом 3 степени в личном зачете Вашкеев Илья - диплом 3 степени номинации «Кроссворд»:
8. Краевая олимпиада первоклассников «Созвездие» - Некрасова Златислава, диплом 2 степени.
Особое место в развитии информационных технологий отводится дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями.
С 2005 г. в России реализуется программа дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения, которая опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, дети с ограниченными возможностями здоровья уже фактически получают профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить им работу и независимую жизнь.
В 2012 году в ГБОУ ДПО «Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовке работников образования» я прошла курсовую подготовку по теме «Использование средств информационно – коммуникационных технологий для дистанционного образования детей - инвалидов» и в 2013 году по теме «Использование дополнительного оборудования и ПО в процессе дистанционного обучения детей инвалидов». Второй год работаю с учеником по русскому языку, математике и информатике, используя возможности общей краевой программы дистанционного образования. Каждый предмет занимает свое место в программе i-школы. Уроки и задания в ней составлены в соответствии с общеобразовательной программой. Выполняя задания по предмету, ученик учится работать с компьютером, так как большинство заданий необходимо выполнить, прикрепить в поле для ответа и отослать на проверку учителю во время урока. Вместе с заданиями i-школы, ребенок осваивает программу Перволого, в которой учиться проявлять свое творчество: рисовать, создавать мини – мультфильмы, составлять кроссворды.
На мой взгляд, сегодня важно не столько дать ребенку, как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться. Формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных продолжается во внеурочное время. Ребята особенно полно могут себя реализовать в исследовательских, творческих и проектных работах.
Также необходимо вовлекать родителей школьников в формирование у учащихся универсальных учебных действий, ведь также и они заинтересованы в развитии познавательной, творческой активности и успешном обучении своих детей.
В современном мире дети значительно быстрее осваивают информационные технологии. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Мы, учителя, не всегда в полном объеме можем использовать цифровые технологии. Из-за нехватки учебного времени, а также из-за недостаточно хорошей подготовки, испытываем затруднения при работе с электронными пособиями и робототехникой, компьютерами. Но развитие информационных технологий движется вперед, и нам просто необходимо не только стараться идти в ногу со временем, но и на несколько шагов вперед, чтобы соответствовать развитию наших учеников, и принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования.
Список литературы:
1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 1995.
2.Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. //М. 1999. 3.http://ru.wikipedia.org/wiki/
4.http://technologies.su/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii