ИТ в современном образовании

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ГИМНАЗИЯ № 7 ГОРОДА БУДЕННОВСКА БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА"

дата обновления: декабрь 2023 года

ИТ в современном образовании

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Карлова С.А., учитель начальных классов,

 МОУ «Гимназия №7 города Буденновска Буденновского района» 

 

       Информационная технология  (от англ. information technology, IT) - совокупность методов, производственных про­цессов и программно-технических средств, объединенная технологическим процессом и обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, по­вышения их надежности и оперативности.  В последнее время принято говорить «информационные технологии», а подразумевать компьютерные.

     В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.  Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

     Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

     Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

-использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

-использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

-рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

-использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

-использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

      С введением новых образовательных стандартов, с сентября 2011 года в школах России реализовывались мероприятия  по оснащению общеобразовательных учреждений новым информационным оборудованием. Учитель  получил цифровую лабораторию, медиатеку, робототехнику, автоматизированное рабочее место (АРМ), которое включает интерактивную доску.

     Преимущество  использования интерактивной доски в образовательном процессе:

– визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;

–представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;

–классификация и систематизация учебного материала,  изучение его на повышенном уровне;

– упрощение объяснения схем, графиков и их наглядность;

– высокая плотность, динамичность и мобильность урока;

–возможность выхода за рамки школьной программы;

–повышение мотивации учащихся к обучению;

– оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.

     Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. Они приносят в известные методы обучения  специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

     Использование средств информационных технологий  на уроках расширяет стандартные методы обучения. Предусматривает применение  экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные приложения, готовые чертежи, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п. Индивидуальная и коллективная работа школьников с интерактивными технологиями может способствовать более глубокому усвоению и пониманию материала. Эта технология позволяет, при соответствующей доработке, приспособить существующие учебные материалы и средства обучения к индивидуальному пользованию, предоставляет возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний.      Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

     В своей работе я использую интерактивную доску на уроках математики, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства как для выполнения письменных работ, так как можно использовать различный спектр цветов для выделения орфограмм, составления чертежей, так и для демонстрации  наглядного материала, учебных фильмов.

     На уроках труда в  программе Tux Point мои ученики учатся работать на компьютере, рисовать, выполнять творческие работы, в Power Point составляются презентации учителем и учениками, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, при первом знакомстве с предметом, для анонсирования новой темы или для обобщения знаний по пройденному материалу.

    На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

      С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

     С помощью сетевых средств информационных технологий становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций, олимпиад, конкурсов) в реальном режиме времени.

Остановлюсь  на участии моих учащихся  во Всероссийских дистанционных

олимпиадах разного уровня. Каждому ребенку хочется проявить себя как личность, раскрыть свою индивидуальность, лучше учиться, много знать. Такую возможность и открывают для ребят Всероссийские дистанционные олимпиады, викторины и  конкурсы. Благодаря выдумке организаторов, задания в них очень интересные, разнообразные,   познавательные. Охватывают разные предметные науки: математику, русский язык, окружающий мир, чтение. В них есть также задания творческого характера, в которых нужно что-то сочинить, нарисовать  или высказать свое мнение. Олимпиады и викторины расширяют кругозор ребят, заставляют много читать, пользоваться дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, делиться своими познаниями с одноклассниками, проявлять любознательность

             Принимать участие в таких олимпиадах мои ученики начинают со второго класса и достигают определенных успехов. Но самое главное, что никто из ребят не остается без внимания. Те ученики, которые занимают призовые места, получают дипломы победителей, а остальные – сертификаты участников.

      Начиная с 2009 года мои ученики приняли участие в различных олимпиадах, викторинах, конкурсах и достигли следующих результатов:

1.Всероссийский дистанционный конкурс детских рисунков «Корабли   будущего»,  2009-2010 уч.год - Левченко Данил   (работа «К неизведанным      мирам»)  II место по Ставропольскому краю; 

2.Всероссийская дистанционная игра-конкурс  «Математика со смешариками», 2010-2011 уч. год -  Ефременко  Максим - I место, Вашкеев Илья - II место, Амплеева Анна - III место, Панкратов Александр - III место, Саидов Руслан  - III место;

3.Всероссийская дистанционная игра-конкурс «По тропинке Знаний в Страну Наук», 2010-2011 уч. год - Панкратов Александр -III место;

4.Всероссийская дистанционная игра «На поиски клада Знаний», 2011-2012 уч. Год -  Панкратов Александр -III место;

5.Всероссийская дистанционная викторина «Могучие исполины растительного мира»,2011-2012 уч. год - Беспалов Владислав - I место, Амплеева Анна-- II место;

6.Всероссийская дистанционная викторина «Буквознай»,2011-2012 уч. год - Амплеева Анна - I место, Вашкеев Илья - III место;

7.Всероссийская дистанционная олимпиада «Твоё наследие.Отечественная война 1812 года»,2011-2012 уч. год - Амплеева Анна - диплом 2 степени в номинации «Кроссворд», диплом 3 степени в личном зачете Вашкеев Илья - диплом 3 степени номинации «Кроссворд»:

8. Краевая олимпиада первоклассников «Созвездие» - Некрасова Златислава, диплом 2 степени.

     Особое место  в развитии информационных технологий отводится дистанционному образованию детей с ограниченными возможностями.

      С 2005 г. в России реализуется программа дистанционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО - это гибкая адаптивная модульная технология обучения, которая  опирается на современные информационные и коммуникационные технологии, считается экономически эффективной.

     Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

     В настоящее время использование дистанционных технологий позволяет не только обеспечить ребенка качественным образованием, но и дать ему общение со сверстниками (окно в мир), столь необходимое для социализации, реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без знания компьютера и использования современных информационных технологий, дети с ограниченными возможностями здоровья уже фактически получают профессиональные навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить им работу и независимую жизнь.

     В 2012 году в ГБОУ ДПО «Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовке работников образования» я прошла курсовую подготовку по теме «Использование средств информационно – коммуникационных технологий для дистанционного образования детей - инвалидов» и в 2013 году по теме «Использование дополнительного оборудования и ПО в процессе дистанционного обучения детей инвалидов».  Второй год  работаю с учеником по русскому языку, математике и информатике, используя возможности общей краевой программы дистанционного образования. Каждый предмет занимает свое место в программе i-школы. Уроки и задания  в ней составлены в соответствии с общеобразовательной программой. Выполняя задания по предмету, ученик учится работать с компьютером, так как большинство заданий необходимо выполнить,  прикрепить в поле для ответа и отослать на проверку учителю во время урока. Вместе с заданиями i-школы, ребенок осваивает программу Перволого, в которой учиться проявлять свое творчество: рисовать, создавать  мини – мультфильмы, составлять кроссворды.

     На мой взгляд, сегодня важно не столько дать ребенку, как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться. Формирование у учащихся универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных  продолжается во внеурочное время. Ребята особенно полно могут себя реализовать в исследовательских, творческих и проектных работах.

     Также необходимо вовлекать родителей школьников в формирование у учащихся универсальных учебных действий, ведь также и они заинтересованы в развитии познавательной, творческой активности и успешном обучении своих детей.

     В современном мире дети значительно быстрее осваивают информационные технологии. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечения. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

      Одна из причин такого положения связана с тем, что компьютерные технологии в школе не нашли еще своего должного применения. В школах же, где ведется обучение детей на компьютере, не все его возможности реализуются в полной мере. Мы, учителя, не всегда в полном объеме можем использовать цифровые технологии. Из-за нехватки учебного времени, а также из-за  недостаточно хорошей подготовки, испытываем затруднения  при работе с электронными пособиями и робототехникой, компьютерами. Но развитие информационных технологий  движется вперед, и нам просто  необходимо не только стараться  идти в ногу со временем, но и на несколько шагов вперед, чтобы  соответствовать развитию наших учеников,  и принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования.

 

Список литературы:

1.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., - 1995.

2.Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. //М. 1999. 3.http://ru.wikipedia.org/wiki/

4.http://technologies.su/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii

Дата последнего обновления страницы 13.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения