Система работы классного руководителя в гимназии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  "ГИМНАЗИЯ №7 ГОРОДА БУДЕННОВСКА БУДЕННОВСКОГО РАЙОНА"

дата обновления: октябрь 2018 года

Система работы классного руководителя в гимназии

 

 

Система работы классного руководителя в гимназии

Цели воспитания и обучения, пути их достижения посред­ством государственной политики в области образования опре­делены Национальной доктриной образования в Российской Федерации. Программа раз­вития воспитания в системе образования России выделяет воспитание как важнейшую стратегическую задачу и определяет роль общеобразовательно­го учреждения как центрального звена этой системы, фунда­ментальной социокультурной базы воспитания и развития де­тей.

В числе первоочередных задач выдвигается формирование воспитательной системы, которая включала бы в себя целост­ный учебно-воспитательный процесс, интегрирующий воспи­тание и обучение.

Под воспитанием понимается целенаправленное, педагогически организованное взаимодействие детей и взрос­лых, направленное на развитие личности, ее духовно-нравствен­ное становление.

Воспитательная система гимназии, включающая в себя учеб­ный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и об­щение за пределами общеобразовательного учреждения, при­звана обеспечить  более полное всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятель­ности и ответственности, гражданского становления.

Стандартный минимум условий, позволяю­щих обеспечить в гимназии возможность духовно-нравственного станов­ления каждого учащегося, его готовность к жизненному самооп­ределению:

1. Воспитательные ценности. Воспитательный процесс в гимназии  ориентирован на ценности демо­кратического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружа­ющим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, са­мореализации в общественно и личностно значимой творчес­кой деятельности, таких ценностей, как семья, отечество, куль­тура, мирное сосуществование народов разных стран, межэт­ническое, экологическое благополучие; формирование у учащихся уважения к прошлому и настоящему своего народа, тра­дициям и культуре, старшим поколениям, родителям, то­лерантности, ответственности за будущее своей страны и со­временной цивилизации в целом.

2. Содержание воспитания. Включение у­чащихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у них:

— гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека; (проведение месячника профилактики  правонарушений «Твои права», участие во всероссийской акции «Россия против террора», участие в мероприятиях в рамках месячника оборонно-массовой работы. Также в гимназии проходит постоянная  работа по соблюдению ПДД и профилактике ДДТТ. Команда ЮИД гимназии «Сирена» является лучшей в городе и районе на протяжении уже нескольких лет, в этом учебном году она заняла  1-е место в районном конкурсе ЮИД);

— представлений о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепри­нятыми нравственными нормами, приобщение к систе­ме культурных ценностей (участие в неделе толерантности «Жить в мире с собой и другими», неделе добрых дел, благотворительной акции «Дети - детям», посвящённой защите детей от жестокого обращения);

— трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурен­тоспособности (проведение декадника  профориентационной работы, ярмарки вакансий, участие в Днях открытых дверей:ГОУ СПО РПК; ФГОУ СПО «Прасковейский; сельскохозяйственный техникум» ,Филиал ГОУ ВПО Ставропольский государственный пединститут в городе Будённовске; Институт Дружбы народов Кавказа) ;

— экологической культуры, предполагающей ценностное от­ношение к природе, людям, собственному здоровью (участие в районных акциях «Посади дерево», «Елочкина школа», краевой акции «Сохраним природу Ставрополья»);

— эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлека­тельных для ребенка видах творческой деятельности (участие в городском, краевом конкурсе КВН Юниор-Лиги; команда КВН «Олимп» МОУ «Гимназия №7 г. Буденновска» - четырежды обладатель  кубка «Лучшая музыкальная команда» в Ставропольской ЮНИОР-ЛИГИ);

— организационной культуры, активной жизненной пози­ции, лидерских качеств, организаторских умений и на­выков, опыта руководства небольшой социальной груп­пой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, ком­муникативных умений и навыков, навыков самооргани­зации, проектирования собственной деятельности (детское объединение «Романтики», руководитель которого Саркисян М.А., является лучшим в районе);

— физической культуры, навыков здорового образа жизни (участие в районной акции «Спорт против наркотиков», легкоатлетическом четырёхборье «Шиповка юных», месячнике Здоровья, участие в кроссе памяти И.В.Костылева, в военно-патриотической игре «Зарница»);

3. Воспитание в процессе обучения. Направленность усилий педагогов гимназии на реализацию воспитательного потенциала образовательных про­грамм, целенаправленный отбор учебных пособий и дидакти­ческих материалов, предоставляемой учащимся информации в про­цессе обучения, направленной не только на усвоение учащимися программного минимума знаний, но и на их духовно-нравствен­ное становление, осознание и принятие общечеловеческих цен­ностей.

4. Создание дополнительных пространств самореализа­ции личности во внеурочное время. Предоставление учащимся возможности выбора видов и форм твор­ческой деятельности, дополнительного образования  во внеурочное время; самореализации личности, участия в дея­тельности различных творческих и профильных объединений; в работе органов детского самоуправления; в деятельности дет­ских общественных объединений и организаций гуманистичес­кой ориентации; в экскурсиях, различ­ных массовых мероприятиях, организуемых на базе образова­тельного учреждения с целью воспитания гимназистов как в учебное, так и каникулярное время.

5. Научно-методическое обеспечение воспитательного про­цесса. Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в гимназии в целях оценки эффективности и постоянной кор­рекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся.

6. Формирование воспитывающей среды. Организация жизнедеятельнос­ти детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческо­го общения, правилами этикета, формирование у де­тей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме, атмосферу терпимости, доброже­лательности, уважения к человеческой личности, взаимо­помощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива личностному успеху каждого учаще­гося. В соответствии с воспитательными целями форми­руется информационное пространство образовательного учреждения, обеспечивается эстетика помещений, в кото­рых осуществляется воспитательный процесс; осуществ­ляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде:

— психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспече­ние комфорта ребенка в процессе его воспитания;

— открытый характер воспитательной системы в гимназии обеспечива­ется тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей ин­формации об эффективности процесса воспитания ребен­ка, его индивидуальных особенностях духовно-нравствен­ного становления; повышением психолого-педагогичес­ких знаний родителей; взаимодействием ОУ с другими социальными учреждениями, направленное на повышение эффективности воспитательного процесса.

В подавляющем большинстве случаев вос­питательную работу с классным коллективом в гимназии проводит классный руководитель.

Он не просто педагог, он профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разно­образные виды воспитательной  деятельности классного кол­лектива,  создающий условия для индивидуального самовыра­жения каждого ребенка и развития каждой личности, сохране­ния неповторимости и раскрытия его потенциальных способ­ностей, защиты интересов детства.

Классные руководители МОУ «Гимназия № 7 г. Буденновска» руководствуются в своей работе нормативно–правовой базой: Конституцией РФ, Законами РФ и Ставропольского края «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка, Законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным Кодексом РФ, Уставом гимназии.

Функции классного руководителя определяются необходимостью создания условий существования ребенка в общеобра­зовательном учреждении для его успешной жизнедеятельнос­ти, содействия разностороннему творческому развитию лично­сти, духовному становлению, постижению смысла жизни. Классный руководитель, получая и обрабатывая информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, соци­альном окружении, семейных обстоятельствах, контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становле­ния личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него воздействий; коорди­нирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего классного коллектива, самоопределение, самовоспитание и са­моразвитие учащегося, формирование классного коллекти­ва, развитие творческих способностей воспитанников, взаимо­отношения с другими участниками воспитательного процесса.

Работа классного руководителя — целенаправленная, си­стемная, планируемая деятельность, строящаяся на основе плана воспитательной работы всего общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих пе­ред педагогическим коллективом гимназии, и ситуации в класс­ном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отно­шений. Классный руководитель также принимает во внимание уровень воспи­танности учащихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.

Одной из важнейших задач классного руководителя явля­ется системная работа с коллективом класса. Классный руководитель способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров у учащихся, организует творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для разви­тия личности ребенка, способствует формированию навыков са­мовоспитания у учащихся. Такая работа направлена на станов­ление и проявление неповторимой индивидуальности каждого классного коллектива. В то же время, классный руководитель заботится о позиции и месте класса в гимназии в целом, способствуя межвозрастному общению.

Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодей­ствие всех участников образовательного процесса, дифферен­циация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной сре­де. В этой связи в начале каждого учебного года на заседании методического объединения классных руководителей гимназии,  непосредственно через знакомство с методическими рекомендациями и положением о классном руководстве,  определяются функции классного руково­дителя,  четко обозначаются его права, обязанности и ответственность, они также соотносятся и с должнос­тными обязанностями других участников образовательного процесса. Тематика заседаний МО классных руководителей разнообразна: «Основные направления воспитательной системы гимназии. Методические рекомендации по реализации целевых федеральных и краевых программ», «Организация профилактической деятельности среди учащихся», «Профилактика травматизма, правонарушений, беспризорности и безнадзорности», «Организация самоуправления в классном коллективе», «Организация работы по оздоровлению учащихся», «Профессиональная ориентация – условие успешной социализации в информационном обществе (из опыта работы классных руководителей)», «Гражданско-патриотическое воспитание  средствами школьного музея». Это позволяет охватить все направления в работе гимназии, а также классным руководителям всех ступеней обучения  представить свой опыт работы.

В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и под­ходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; представление интересов своих воспитанников на педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся сво­его класса в систему внеклассной работы по предметам: разно­образные предметные кружки, факультативы, выпуск предмет­ных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциум. Классный руково­дитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддер­жке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, твор­ческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координи­рует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.

Такая работа дает свои результаты:

                   значительное уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде;

                   участие учащихся гимназии в различных олимпиадах, конкурсах, смотрах, фестивалях;

сформированность чувств моральной и социальной ответственности, уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали;

обеспечение общего культурного развития гимназистов;

 

развитие  эстетической культуры учащихся, формирование уважения к истории человечества.

 

Горбунова О.С., руководитель МО

классных руководителей

МОУ «Гимназии № 7 г. Буденновска»

1.     Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе», - М.: 2010 г.

2.     Кулик Л.А., Берестов Н.И. «Семейное воспитание» - М.: Просвещение, 1990 г.

3.     Сластенина В.А. «Методика воспитательной работы» - М.: Академия, 2004 г.

Дата последнего обновления страницы 12.12.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»